Однажды на «блошином» рынке я купил неказистую акварельку. Кто автор? Этот вопрос навсегда останется без ответа. Старьёвщик поведал «дежурную» байку про некого племянника, унаследовавшего «хрущёвку» покойной тётки вместе с её вещами…Запомнился единственный ценный факт о том, что рисунок мог появиться не позднее начала семидесятых прошлого века. «Может и в шестидесятых…» - лениво предположил продавец, когда отдавал рисунок на пожелтевшей бумаге. Ну, да ладно. Поверим ему на слово. В моей истории это не важно. Главное – нарисованная машина.
В грузовых автомобилях до этого я не разбирался. И мне стало интересно, какая модель могла вдохновить неизвестного (смею предположить – юного) художника. После долгих сопоставлений «деталей» и «пропорций» пришёл к выводу: на рисунке изображён ГАЗ-51 – самый массовый советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 тонны.
Оказывается, этот грузовик был разработан ещё в 30-40 гг. ХХ века. Но его серийному производству помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Зато, сразу после победы над фашистами, ГАЗ-51 стал самым надёжным помощником во всех «мирных» делах. Только представьте, выпуск всех модификаций составил 3 481 033 машин (по данным из справочников) за период с 1946 по 1975 гг. И это не считая грузовиков, выпущенных автозаводами, построенными при участии СССР в Китае, Северной Корее и некоторых странах СЭВ. В полуразрушенной, измотанной войной, стране «мирных» дел было предостаточно. Неудивительно, что неприхотливый в ремонте работяга занял все ниши народного хозяйства и колесил по всему Советскому Союзу, а также по его окрестностям. На базе горьковского автомобиля, кроме грузовиков, создавались автобусы и спецтехника.
Коротко отмечу, что грузовик широко использовался в вооружённых силах. Ещё был армейский «близнец», который отличался от гражданского прежде всего наличием ведущего переднего моста, «вездеходовскими» шинами и имел маркировку – ГАЗ-63. До сих пор мелькают объявления о продаже таких машин, якобы, с консервации. Достоверность этой информации, увы, не проверял, но объявления видел.
Вернёмся к рассказу о мирной жизни. Легендарный ГАЗ-51 можно частенько увидеть в советских фильмах, где за рулём будет шофёр с папироской, весёлый и разговорчивый. Два послевоенных десятилетия и в кино, и в жизни были буквально пропитаны энтузиазмом. Естественно, что в такой «актёрской связке» ГАЗ-51 стал для многих одним из символов «трудовой победы» советского народа в восстановлении огромной страны. С этим трудно не согласиться. И пусть другие грузовики не обижаются за то, что ГАЗ-51 вошёл в нашу «клубную» десятку самых культовых предметов советской послевоенной эпохи.
«Не страшны тебе ни зной, ни слякоть,
Резкий поворот и косогор,
Чтобы не пришлось любимой плакать,
Крепче за баранку держись шофер.»
При управлении «газоном», действительно, приходилось крепко держаться за баранку и постоянно ею крутить влево-вправо, как говорили, – «ловить дорогу». Это объясняется особенностью рулевого механизма, при котором люфт рулевого колеса составлял до 20 градусов. Обратите внимание, как ведёт себя водитель, когда будете пересматривать старые киноленты.
По сравнению с сегодняшними стандартами в ГАЗ-51 комфорта практически не было. Например, на первых машинах была диковинная штука для современного человека – ручной привод «дворников». Удивительна для восприятия и кабина с деревянными элементами, потому что в первые послевоенные годы с металлом в стране была напряжёнка. Экземпляры с деревянными кабинами сегодня большая редкость.
Я умышленно не хочу и не буду рассказывать о «сухих» технических характеристиках и модификациях этого автомобиля. Об этом очень много информации на просторах Интернет. Если кому-то захочется узнать подробную историю производства и ТТХ, рекомендую почитать материалы на специализированных сайтах самостоятельно. Мне хочется поделиться собранными «эмоциональными» фотоматериалами, на которых запечатлён не только наш «герой», но и советские люди, их жизнь, их быт, их чувства и настроения.
С действующими правилами дорожного движения трудно представить едущий грузовик с полным кузовом людей. А раньше это было обыденным зрелищем. Ехали студенческие отряды на «стройку мира», школьники на картошку, доярки на ферму, рабочие на митинги. Зачастую, в кузове сидели не только на лавках, но и на вёдрах или корточках. А кто-то ехал, стоя, держась за борта или за сидячих попутчиков. Доехать в кузове из пункта «А» в пункт «Б» было элементом повседневности. Интересно было бы посмотреть на лицо сегодняшнего инспектора ДПС, если по трассе ехали вот так.
Ещё большая «универсальность» у ГАЗ-51 была на селе. Машин всегда не хватало. Помимо прямых «грузовых» обязанностей чего только не приходилось перевозить по просьбам трудящихся! Надо призывников отвезти в райвоенкомат? Пожалуйста, усаживайтесь на лавки. Свадебку откатать? Без проблем! Только по такому случаю надо помыть грузовичок, чтобы невеста платье не испачкала.
Ну, а если понадобится, могли и в последний путь отправить. Сейчас люди любят фотографироваться рядом со своими автомобилями. Так делали и раньше. Главное отличие лишь в том, что современными цифровыми средствами можно «щёлкать», не считая, а в те далёкие времена одна фотокарточка была целым событием и могла оказаться единственной в жизни. Фотокарточки было модно подписывать. Например, на обороте следующего фото такая подпись: «На память Маме от Сына Утарташова Александра Дмитриевича 1/8 – 56 года».
А вот другой снимок с подписью (без редакции текста и знаков препинания):ГАЗ-51 помогал и личную жизнь наладить. Обычным делом было рвануть в соседнее село после трудового дня к невесте на … колхозном грузовике. Да, да. Энтузиазм – в рабочее время, а в свободное – романтика. Прокатить возлюбленную с ветерком, нарвать букет ромашек в полях, сделать предложение. Было, было и такое…Грузовик тому свидетель.
Мне приходилось встречаться с людьми, которые работали на ГАЗ-51. В беседах ветераны-водители вспоминали автомобиль добрыми словами. Никто не корил за минимум удобств. Большинство, с кем удалось пообщаться, о комфорте просто не думали. Терпели. Да и сравнивать было не с чем. Родина ставила задачу одну для всех: вперёд и только вперёд! И с этим «рабочая лошадка» трёх послевоенных десятилетий справилась на «отлично». Последний грузовик марки ГАЗ-51 сошёл с конвейера Горьковского автозавода 2 апреля 1975 года и отправился в музей предприятия. Надёжность, простота, относительная экономичность, удобство в ремонте – вот за что этот автомобиль заслужил своё почётное место в истории нашей страны.
В завершение, «на десерт» предлагаю ещё несколько уникальных фотоснимков. Жизнь не стоит на месте. Меняются машины. Они делаются комфортнее, быстрее и мощнее. А становятся ли их обладатели более счастливыми? Лично я не уверен… И комментарии далее не нужны.
На этой подписи можно было бы и закончить. Но! Совсем недавно на одном предприятии я встретил легенду «живьём». После всего, что я уже знал о ГАЗ-51 за несколько лет после покупки акварельки, эмоции от встречи не передать словами. Но встречу омрачило следующее. На моих глазах его выкатили из мастерской. Газорезчик настраивал оборудование, чтобы «порезать» грузовик на металлолом. Бросить ГАЗ-51 на «растерзание» я не смог. Пришлось долго уговаривать руководство предприятия не губить машину…
Комментариев пока нет